Артемий Троицкий: «Не думаю, что в музыке нас еще ждет что-то эпохальное»

Документальный фильм Андрея Айрапетова про Артемия Троицкого «Критик» Троицкий представил ярославцам лично на  встрече в  киноклубе «Нефть» 7  октября. После сеанса говорили о  степени свободы, русском роке и  фильме «Лето». «Яркуб» записал высказывания Троицкого.

«Критик»  — трехчастный фильм-биография о  жизни Троицкого и  героев его рецензий. Картина сделана так, что напоминает формат видео для YouTube: вставки интервью перемежает анимация, за  кадром звучит голос «ведущего»  — в  этой роли выступил Владимир Боровой. История начинается в  Ярославле, на  Перекопе, где Троицкий родился и  был крещен в  Федоровской церкви, и  заканчивается в  Таллине, куда он  вместе с  семьей переехал летом 2014  года.

Айрапетов представляет Троицкого как феномен первого  — и  главного! —  музыкального журналиста в  СССР, которым роль просветителя, критика, продюсера была освоена еще в  начальной школе. Пересказывать фильм не  имеет смысла, его желательно смотреть, поэтому обратимся непосредственно к  суждениям Артемия Кивовича.

О  музыкальном голоде тогда и  сейчас

«Если сказать окончательно честно, то  голод мой слегка притупился. Но  только слегка. То  есть, я  по-прежнему слушаю много музыки, и  русской, и  нерусской. У  меня имеется еженедельная часовая радиопередача на  „Радио Свобода“. Чтобы делать эту передачу, я  продолжаю шерстить интернет, читаю журналы, выписываю интересную музыку и  так далее. То  есть, голод есть. Другое дело, что если раньше этот голод вел меня по  следу и  определял всю мою жизнь, то  теперь мою жизнь определяет далеко не  только  он».

О  ненависти к  хэви-метал

«Я  никогда не  любил музыку в  стиле хэви-метал, я  ее  слушал на  уровне группы Black Sabbath. Потом, когда пошли всякие Judas Priest и  Iron Maiden, я  эту музыку слушать перестал. Русский хэви-метал, за  исключением одной-единственной группы „Коррозия металла“,  — это вообще идиотизм. Совершенно тупейшие группы. У  „Коррозии металла“ музыка тоже тупейшая, но  они, по  крайней мере, веселые ребята с  хорошим шоу. А  все эти группы... Ничего гаже группы „Ария“ я  в  жизни не  слышал. Кипелов там еще какой-то...»

О  рэпе в  России

«Рэп  — не  моя музыка, но  я  слежу [за  ее  развитием] вполглаза. Есть у  нас несколько рэперов, которые мне очень нравятся, потому что я  просто считаю, что они хорошие поэты. А  некоторые даже еще и  хорошие музыканты. Хороший и  поэт, и  музыкант, и  вообще мой любимый рэпер, если его можно считать рэпером,  — это Дельфин. Мне нравятся Нойз МС, Оксимирон, хотя лично его не  знаю. Больше никого не  припомню. Некоторые из  них чудовищные. Я  послушал Фараона  — вообще не  понял, что он  поет. Еще там какие-то есть, я  не  помню их  погонял. Я  честно не  могу понять. Люди произносят нечто однообразное, бубнят что-то косноязычное, при этом делают такие движения руками (поднимает руку вверх и  начинает „качать“  — прим. ред.), и  под ними качается пять тысяч четырнадцатилетних девушек. Это какой-то кошмар, по-моему».

О  том, что все революции в  музыке уже случились

«Боюсь, что музыка останется прежней. Как у  Led Zeppelin: „The Song Remains the Same“. За  последние 25  лет в  музыке ничего великого не  произошло. Все великие открытия уже сделаны. Я  не  думаю, что в  музыке что-то эпохальное нас еще ждет. К  сожалению, конечно. Все жанры будут жить, рок-н-ролл в  том числе. В  том числе и  хэви-металл (зал смеется  — прим. ред.). Все будет жить, вариться в  своем соку, но  рок-н-ролл должен жить, потому что никто еще не  придумал музыки более активной, более агрессивной, чем рок-н-ролл. Не  сочинишь ничего лучше. Новизны в  этом никакой не  будет».

О  «рецепте успеха» для музыканта

«К  счастью, во  многом успех  — дело таланта. Я  считаю, что по-настоящему талантливые артисты, не  говоря уже о  гениальных, рано или поздно, с  большими или меньшими потерями, если они не  становятся успешными коммерчески, то  становятся культовыми. Скажем, тот  же Башлачев. В  последние годы о  нем более-менее знают, он  дошел до  людей. А  второе  — везение. В  правильное время, в  правильном месте, с  правильными людьми [оказаться]. Я  всегда старался фактор везения для талантливых людей увеличить».

О  собственном везении

«Я  никогда не  занимался коммерцией. На  всех концертах-фестивалях, которые проводил, не  заработал ни  копейки денег. Я  всегда считал, что западло брать деньги у  нищих музыкантов. Я  никогда ничем не  спекулировал. То  есть, я  спекулировал пластиками, это была уже совсем другая история. Я  никогда не  продавал билеты, я  никогда не  имел дела с  арендами-ментами. Я  все устраивал наивным, прозрачным образом: все добровольцы, все работают исключительно за  водку и  за  поцелуи. Поэтому меня трудно было прихватить по  тем статьям, которые для этого использовались. Моих знакомых, организаторов подпольных концертов, арестовывали, и  они или садились, или становились стукачами. Или, скажем, Лешу Романова из  группы „Воскресенье“ поймали и  посадили за  торговлю билетами. Жанну Агузарову посадили за  то, что она пришла на  Петровку, 38  с поддельным паспортом и  поддельным студенческим билетом. За  то, что просто собрались ребята послушать музыку, пусть эта музыка подпольная, не  было такой статьи, чтобы сажать».

О  музыкальной критике в  России сегодня

«У  нас есть очень хорошие ребята, которые прекрасно пишут. Я  их  всегда поддерживал, у  меня никогда в  жизни не  было никакой ревности к  музыкальным журналистам. Есть Максим Семеляк, сейчас, правда, о  музыке не  пишет, есть Денис Бояринов, есть Борис Барабанов в  „Коммерсанте“, Андрей Бухарин. Бухарин в  МГУ на  журфаке преподает, где когда-то преподавал  я. У  нас есть музыкальные журналисты, которые хорошо пишут, и  я  очень за  них рад».

О  неприятии мата

«Я  плохо отношусь к  мату. Говорят: ну  иначе не  скажешь! Я  всем говорю: у  Высоцкого нет никакого мата в  песнях. Ни  у  Высоцкого, ни  у  Башлачева. У  Башлачева есть что-то  — „Головой кивает *** из-под заплаты“. Больше ничего матерного у  него не  могу вспомнить. При этом [Башлачев писал] гениальные песни, правдивые, глубокие. Мат  — это дешевый прием для дешевой покупки дешевой публики».

О  том, что Троицкий скажет Путину, если встретит его

«Тут, конечно, можно было  бы спросить что-то матом, типа „А ****?“. На  самом деле, мне с  ним все ясно. Нет такого вопроса, который я  хотел  бы ему задать. Я  бы ему не  вопросы задавал, а  приказы отдавал. Типа „Пшел вон!“».

О  том, какой год напоминает 2018

«Атмосфера в  стране сейчас больше всего похожа на  1984  год. Могу точно сказать. Восемьдесят четвертый год, то  есть, полный мрак. Война в  Афганистане, в  магазинах шаром покати. Вот сейчас атмосферка примерно такая».

О  фильме Кирилла Серебренникова «Лето»

«Мое отношение к  фильму „Лето“ положительное. Я  считаю, все получилось так, как я  думал. То  есть, где-то в  январе-феврале 2017 года Кирилл прислал мне и  еще энному количеству людей сценарий, чтобы мы  дали согласие на  использование нашего образа в  кино. Я  прочел этот сценарий, сценарий мне не  понравился. Я  честно Кириллу ответил, что сценарий слабый, что не  было на  самом деле никакого романа между Наташей Науменко и  Витей Цоем, что я  там был, я  знаю, что это не  так (что романа не  было  — прим. ред.). Это какие-то романтическо-эротические фантазии Наташи Науменко. В  то  же время я  дал согласие на  использование моего образа в  фильме, потому что я  знаю, что Кирилл Серебренников  — это выдающийся режиссер, я  вообще поклонник его таланта. Я  был уверен, что даже на  основании такого беспомощного сценария он  сможет сделать хороший фильм. Так оно и  получилось. Это мюзикл, оценивать его как серьезное биографическое исследование жизни Виктора Цоя не  следует».

Об  ощущении свободы

«Свобода  — это понятие абсолютное. Я  могу нескромно сказать, что моя жизнь может тому служить подтверждением. Что внешние обстоятельства на  свободное самоощущение человека влияют, но  не  в  решающей степени. Жили мы  в  Советском Союзе  — свобод было гораздо меньше, чем теперь. Сейчас пытается ситуация как-то соскользнуть в  ту  сторону, но  еще далеко ехать, чему я  счастлив. И  мы  были свободными людьми. Фильм „Лето“, насколько я  помню из  разговоров с  Серебренниковым, он  об  этом. Что можно построить сказку, живя в  клетке. Но  лучше строить сказку, живя на  свободе. Быть свободным посреди рабства  — очень почетно, но  тяжело и  неказисто. Поэтому надо стремиться к  реальной свободе. Я  верю, что эта свобода над нами воссияет, в  конце концов, пройдя долгий извилистый путь по  болотам и  лесоповалам».

Фотография Артема Салинова

Автор: Марина Седнева
 
По теме
Первый заместитель главы Ярославского района заключен под стражу - Городской телеканал Первый заместитель главы Ярославского района арестован. 49-летнего Александра Кошлакова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного статьей «Превышение должностных полномочий,
Городской телеканал
В Рыбинске на восемь ночей закроют мост - Рыбинские Известия В понедельник, 1 апреля, мост через Волгу закроют на восемь ночных смен. С 1 по 8 апреля движение транспорта будут останавливать в 0 часов 10 минут и возобновлять в 5 утра.
Рыбинские Известия
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ВРАЧЕЙ 2024 года - Городская больница им. Н.А. Семашко Наши специалисты  ГБУЗ ЯО Клиническая больница имени Н.А. Семашко  участвуют во ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ВРАЧЕЙ 2024 года.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Уважаемые пациенты! - Городская больница им. Н.А. Семашко В субботу, 6 апреля 2024 года в Центре амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) ГБУЗ ЯО «Клиническая больница им.
Городская больница им. Н.А. Семашко
Из чего пили и ели рыбинцы в XIX веке - Рыбинские Известия Выставка дореволюционного фарфора открылась в музее-заповеднике Выставка «Фарфоровая фабрика в Рыбинскѣ» состоит из 300 предметов и, кажется, вобрала все нюансы вкуса наших предков.
Рыбинские Известия